Переговоры о Таможенном союзе: Лукашенко и Медведев заранее поругались
Президент Белоруссии Александр Лукашенко попытался внести ясность в вопрос конфигурации Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, сообщив, что Белоруссия ратифицировала все договоры и соглашения, касающиеся ТС.
"Таможенный кодекс мы ратифицировали, мы сегодня находимся в той же системе координат, что и они, мы ни на миллиметр не отстали в Таможенном союзе", - заявил белорусский президент.
Лукашенко признал, что намеренно скрывал от партнеров по ТС информацию о ратификации ТК ТС - по его словам, "в России не знали про ратификацию". Независимые аналитики в Минске считают, что сама ратификация была вынужденной: бывший премьер-министр Белоруссии Михаил Чигирь признал, что Минск хотел как можно дольше тянуть процесс в надежде на уступки в вопросе поставок нефтепродуктов, "однако власти поняли, чем чреват отказ от вступления в cоюз, - это ограничения поставок белорусской продукции, как промышленной, так и пищевой, - и дрогнули".
Как пишет "Коммерсант", поскольку все три страны-участницы ратифицировали договор, де-юре с 1 июля не существует и таможенной границы между Россией и Белоруссией, они образуют Единое таможенное пространство.
Как будет урегулирован этот вопрос, определит в Астане саммит Таможенного союза, где встретятся Дмитрий Медведев, Нурсултан Назарбаев и Александр Лукашенко. Им предстоит выслушать отдельный доклад о том, что представляет собой объединение, в которое они вступили пять дней назад, и принять план дальнейших действий - хотя это будет непросто.
Накануне встречи белорусский и российский лидеры обменялись резкими заявлениями, сообщает "Время новостей". Дмитрий Медведев раскритиковал белорусского коллегу за недостаток политической поддержки процесса формирования Таможенного союза. Лукашенко отправил письма 80 влиятельным российским политикам и бизнесменам, где разъяснил позицию Минска по недавнему газовому конфликту. Медведев назвал это "рассылкой спама".
Белорусский лидер призвал граждан не принимать близко к сердцу критику со стороны России, а о словах Медведева заметил следующее: "Заговорился человек". Он пообещал, что сокращение российских льгот при поставках газа не приведет к краху белорусской экономики: "Ну наказали, с одной стороны, нас на 1,5 млрд долларов, увеличив цены на ресурсы, которые мы потребляем из России. Но на 2 млрд долларов мы увеличим цены на ту продукцию, которую поставляем в Россию. Экономика очень простая: наказывают они не нас -- они наказывают свой народ".
Лукашенко сделал эти заявления 3 июля, когда Белоруссия отмечала День независимости. На официальном праздничном концерте артисты из белорусского "Комеди клаб" выступили с частушками, где высмеивалась политика России в сфере поставок энергоресурсов.
Нежелание Минска подписывать "чувствительные" для России и Казахстана документы (о пошлинах на автомобили и ряде других изъятий из договоренностей ТС) было связано с проблемой обложения экспортными пошлинами поставляемых в Белоруссию нефтепродуктов (что обходится Минску в 2 млрд в год).
30 июня, за сутки до вступления ТК ТС в силу, первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко напрямую увязывал отказ РБ ратифицировать кодекс с отказом РФ отменить экспортные пошлины. Тогда же анонимные источники сначала в белорусском, затем в российском правительстве, сообщили о том, что основополагающий документ ТС все же ратифицирован депутатами "в ходе закрытого заседания".
В результате на границе РФ и Белоруссии с наступлением 1 июля ничего не изменилось, таможенное оформление проходит по тем же правилам, что и ранее, сообщила ФТС РФ.