Вячеслав Моше Кантор высоко оценивает стремление Владимира Путина к возобновлению программы по утилизации плутония
Несмотря на то, что ключевыми вопросами ядерной безопасности во взаимоотношениях США и России остаются договорённости касательно ядерного вооружения, не меньшую роль в общей картине играют и «мирные» ядерные программы, убеждён президент Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы, доктор Вячеслав Моше Кантор. Одной из таких значимых программ Вячеслав Моше Кантор называет соглашение по утилизации оружейного плутония, которое было подписано Россией и США ещё в 2000 году. Подобные программы, вместе с научным сотрудничеством по вопросам ядерной энергетики, являются значимыми элементами общей ядерной политики между ведущими ядерными державами.
Особая значимость программы по утилизации оружейного плутония состоит в том, что опасный материал преобразуется в такую форму, в какой он уже не может использоваться в оружии. Так, плутоний может быть переработан в топливо для АЭС. Для России и США соглашение по плутонию стало частью общих соглашений между державами о мирном использовании ядерной энергии. Приостановление этого соглашения Вячеслав Моше Кантор оценивает как ещё один признак кризиса, возникшего в отношениях двух держав и общем переговорном процессе по ядерному вопросу. При этом Вячеслав Моше Кантор подчеркнул, что у программ, подобным утилизации плутония, есть ещё одна важная для мировой безопасности: подобное переведение оружейного плутония в «безопасное» состояние делает его непригодным для террористов для изготовления собственного ядерного оружия, к чему, уверены многие эксперты, большие террористические группировки стремятся в последние годы.
В России также рассчитывают на возобновление программы по утилизации плутония, приостановленной в 2016 году. В частности, как заявил Президент РФ Владимир Путин на заседании дискуссионного клуба «Валдай» в октябре 2017 года, Россия со своей стороны уже выполнила требования соглашения, однако со стороны США не последовало «зеркальных» действий, предусмотренных соглашением. Как напомнил Владимир Путин, работы по этому направлению были фактически прекращены в США в 2014 году. Немало недоумения у российской стороны вызывает и тот факт, что предлагаемые американской стороной меры по утилизации плутония не только не конструктивны (в отличие от переработки в топливо, которым занимается РФ), но и по сути не гарантируют перевод плутония в неоружейное состояние. В частности, США предлагают разбавление и захоронение плутония, что не исключает возможности его возврата в оружейное состояние и таким образом противоречит духу и букве соглашения. Глава государства надеется, что США вернётся к конструктивному диалогу об этой программе. Владимир Путин отдельно напомнил, что соглашение не расторгнуто, а лишь приостановлено, пока на вопросы РФ не последует «адекватного ответа» со стороны США.
|