Международное рейтинговое агентство Moody’s оценило масштаб потерь, которые может понести банковский сектор при реализации непрофильных активов, полученных за долги. По мнению агентства, которое приводит «Коммерсант», стоимость таких активов упала на 33—45 млрд долларов. «Мы ожидаем, что превратить в живые деньги можно будет только 30—50% стоимости активов в течение одного-двух лет», — говорит аналитик Moody’s Евгений Тарзиманов. Ранее ЦБ оценивал общий объем непрофильных активов, полученных банками в качестве отступного, в 2 трлн рублей (около 65 млрд долларов), указывая, что две трети — это недвижимость. В результате, по оценкам Moody’s, банкам придется в отчетности по международным стандартам (МСФО) отражать резервы на обесценение активов, которые составят те же 33—45 млрд долларов (1—1,3 трлн рублей).
Прогноз Moody’s по увеличению банковских резервов по МСФО лежит в русле общей тенденции наращения резервов, намеченной отменой с 1 июля антикризисных послаблений ЦБ по резервированию (ЦБ оперирует отчетностью по российским стандартам). По подсчетам ЦБ, из-за отмены послаблений банкам придется увеличить резервы на 50—90 млрд рублей. После объявления ЦБ об отмене послаблений банкиры говорили, что увеличение резервов в таком объеме будет для многих из них «некатастрофичным» только при одновременном сохранении моратория на исключение из системы страхования вкладов за нарушение требований по капиталу, активам, доходности, ликвидности или несоблюдение обязательных нормативов. В прошлом году банки, по оценкам ЦБ, смогли сэкономить на послаблениях по резервированию около 400 млрд рублей.
Резервы на обесценение залогов также привлекали внимание ЦБ. В конце мая директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский предупреждал, что «с последующего года могут быть введены резервы по непрофильным активам, которые сложились у банков в результате реализации залоговых прав кредиторов». По его словам, если в течение первого года банк его не реализовал, это значит, что банк не может данный актив продать по заявленной цене и по нему должен быть создан резерв. По словам Симановского, ЦБ рассматривает сценарий «щадящего снижения» цены таких активов: на первый год — 20%, на следующий год — 50%, «а если уже три года актив без движения, то дисконт — 100%, возможно, этот актив ничего и не стоит».
Участники рынка считают логику ЦБ по формированию резервов под непрофильные активы правильной, но ожидания Moody’s — чересчур пессимистичными. «То, что половина задолженности нереальна к взысканию, — это слишком консервативный прогноз», — полагает первый вице-президент Бинбанка Александр Лукин. С ним согласен и первый зампред СБ-Банка Андрей Егоров, напоминающий, что банки до кризиса в момент оформления активов в залог уже оценивали их с дисконтом к текущей стоимости приблизительно в 30%, а в кризис — от 50%. «Я думаю, что банки могут потерять в худшем случае до 25% оценочной стоимости», — указывает он.
Однако на активы еще нужно найти покупателя, уточняют другие участники рынка. «До кризиса были желающие их приобрести, а сейчас на многие активы покупателя не найти, — говорит директор департамента корпоративных клиентов ЮниКредит банка Алексей Гренков. — Поэтому дисконт в 50% при продаже мне кажется вполне реальным в перспективе ближайших двух лет».