Учу китайский
Владелец группы «Мой Банк» Глеб Фетисов - об инвестициях, конкурентах и науке.
«ПРИКОЛЬНО СКАЗАТЬ: ПОЙДУ В «МОЙ БАНК»
Сегодня «Мой Банк»один из самых известных ваших проектов. Название - ваша идея?
В середине 2004 года я инвестировал в бурно развивавшийся тогда финансовый сектор: купил банк «Губернский». А в стране было еще минимум четыре кредитных организации с этим словом в названии. Понятно, возникла идея ребрендинга. Пригласил профессиональную британскую компанию, которая участвовала в разработке успешных брендов в России, в частности «Русского Стандарта». Они предложили варианты, и среди них - My Bank. Мысль понравилась: от «моего банка» в швейцарском духе, где один собственник, который дает поручительство но всем обязательствам , пройти путь к «своему банку» для широкого крута клиентов, когда каждый считает, что это его банк, а десятки тысяч еще и становятся его акционерами. Это совпадало с моим взглядом на финансовый бизнес. Мне показалось интересным название - лаконичное и оригинальное. Выяснилось, что оно правится, например, и молодежи. Ведь прикольно сказать; пойду в «Мой Банк», Кстати, «Мой банк» есть и в Пакистане, довольно большой. Это открылось, когда мы стали регистрировать наш товарный знак на разных языках, а в Пакистане не смогли.
Вы планируете экспансию в Пакистан и на другие развивающиеся рынки?
Мы пытались закрепить за собой бренд во всем мире. Это не значит, что есть настолько амбициозные экспансионистские устремления. Но если по - настоящему вкладываться в развитие бренда банка, можно ожидать, что придет крупный стратег и ему будет интересно вести бизнес и за пределами России. Что же касается азиатского направления, то оно одно из самых перспективных. Хотя об экспансии именно на рынок Пакистана я не думал.
Вам не кажется, что концепция вашего проекта несколько устарела? Есть, допустим, Связной Банк, который запустили осенью, и идея по интеграции его с сетью продаж мобильных устройств. Есть «Тинькофф Кредитные Системы» и его банковские гарантии в Петербурге.
А у «Моего Банка» нет какой - то оригинальной фишки, что ли... Помните, у Банка Русский Стандарт была фишка - выдавать потребкредиты, финансироваться за счет облигационных займов, и всем она нравилась. Первый же кризис ликвидности - и банк стал ничем не отличаться от других и сейчас также активно развивает депозитное направление. Вырваться на старте еще не значит выиграть все соревнование. Дождемся хотя бы промежуточного финиша.
А какой период для этого нужен? Сколько кругов на дистанции?
Нормальный банк строят десятилетиями. Это, к сожалению, игнорируют некоторые люди, принимающие политические решения, когда говорят: необходимо сократить число кредитных организаций до 200 - 400. Давайте даже абстрагируемся от того, что думать надо в первую очередь о конкуренции. Создать хороший банк - намного более трудоемкое и интеллектуальное предприятие, чем запустить самый современный завод. Так, чтобы получить привлекательный международный рейтинг, потребуется минимум 10 лет. А чтобы претендовать на роль финансового института, способного конкурировать с лучшими иностранными банками, нужны, бывает, столетия. Поэтому идея перекрывать кислород организациям, которые прошли всю 20 - летнюю историю российского финансового рынка, вписались в отрасль, обросли отношениями, готовят теперь отчетность по МСФО, работают с крупными мировыми компаниями, просто из желания уменьшить количество игроков означает полное непонимание природы и технологий того, как взрастить эффективный кредитный сектор. И оно грозит финансовой колонизацией. А без самодостаточной финансовой системы страна не может быть независимой. Возвращаясь же к вашему вопросу, поглядим, какие игроки будут успешными лет через 20 - 30, когда завершится забег.
Концепция Связного Банка вам нравится?
Желаю коллегам успеха, по эта идея, по - моему, напоминает натуральное хозяйство: я хорошо пеку пирожки, так буду еще и торговать ими сам, транспортировать их до точки продаж и т.д. Мы знаем, что Х5 Retail Group занялась телекоммуникационными услугами. Посмотрим,.. Вот когда - то «ВымпелКом» реши;! разрабатывать контент. Как открыли компании по разработке контента, так быстро и закрыли. Главное в любом бизнесе - предпринимательская хватка, инновационная или инвестиционная идея, выверенная специализация, основанная паточном разделении компетенций, а также умение и готовность выкладываться на вес 100% и мотивировать ради успеха проекта других. Многие считают, что если у них есть некое конкурентное преимущество, то можно заниматься чем угодно. Но за деревьями не видят леса, а все конкурентное преимущество оказывается не исключительной способностью, а лишь административным ресурсом или монополией в какой - либо сфере. Любая же монополия, утверждали классики, очень быстро приводит к загниванию. Вспомним тот же ТрансКредитБанк. Вроде отличная клиентская база. Тем не менее в рамках монополии проект не пошел. Я хорошо знаю историю Альфа - Банка - самого успешного частного финансового института в России. Но пока «Альфа - Эко», основная тогда платформа бизнеса «Альфа - Групп», владела двумя третями банка , это был институт, обслуживающий структуры группы, и особых перспектив прорыва в его деятельности не просматривалось. Михаил Фридман стукнул кулаком по столу и сказал: «Все, меня это достало! Со всеми работаем на рыночных условиях!» И началась экспансия Альфа - Банка. А если говорить об идее Олега Тинькова, то, по сути, оп идет по изначальному пути «Русского Стандарта». Просто каналы продаж другие. Наверное, это и есть фишка, но подождем, пока проект достигнет показателей, которые стояли у него в бизнес - плане. Хотя если будет здоровая конкуренция - я только за.
|