ВАС РФ 26 октября рассмотрит спор "дочки" JTI с налоговиками на 1,3 млрд рублейМОСКВА, 4 окт - РИА Новости, Сергей Феклюнин. Высший арбитражный суд (ВАС) РФ назначил на 26 октября рассмотрение жалобы одного из крупнейших в России производителей табака ЗАО "Дж. Т.И. по Маркетингу и Продажам" (входит в японскую JTI) на решения судов, которые признали обоснованными налоговые претензии к компании на сумму более 1,3 миллиарда рублей, сообщил в понедельник Российскому агентству правовой и судебной информации (РАПСИ) представитель суда.
Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам номер 3 (МИФНС-3) провела проверку компании за 2005-2007 год, по итогам которой привлекла ее к налоговой ответственности в виде штрафа в 131,287 миллиона рублей, а также доначислила 968,612 миллиона рублей налогов и 203,624 миллиона рублей пени.
Российская "дочка" Japan Tobacco International обжаловала это решение налоговиков в Арбитражном суде Москвы, который заявление налогоплательщика полностью отклонил. Девятый арбитражный апелляционный суд частично отменил решение суда первой инстанции, признав незаконными претензии налоговиков по эпизодам, связанным с уменьшением налогооблагаемой базы компании из-за отнесения к ее расходам штрафов и рекламных затрат, понесенных табачной фабрикой ООО "Петро", также входящей в группу JTI.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановление суда апелляционной инстанции отменил, оставив в силе решение арбитража Москвы.
ЗАО "Дж. Т.И. по Маркетингу и Продажам" обратилось в ВАС РФ с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Коллегия из трех судей ВАС решила, что имеются основания для передачи дела в Президиум ВАС РФ. В частности, по мнению коллегии, суды неправильно разобрались в эпизоде с лицензионными платежами, по которому налоговики доначислили компании более 431 миллиона рублей налога на прибыль.
Как установили суды, ЗАО "Дж. Т.И. по Маркетингу и Продажам" по лицензионному договору с JT International SA приобрело права на использование с 2003 года по 2017 год товарных знаков Magna, Monte Carlo, More, North Star, Camel, Salem, Winston, а с 2007 года - также Mild Seven и Epique. Лицензионные платежи составляли 6-8% от стоимости реализованной на территории РФ продукции.
ЗАО "Дж. Т.И. по Маркетингу и Продажам" и табачная фабрика ООО "Петро" также подписали подрядное соглашение, по которому производитель обязан изготовить и передать всю произведенную табачную продукцию, маркированную данными товарными знаками, исключительно обществу.
С 2000 по 2003 год лицензионные платежи правообладателю JT International SA платило непосредственно ООО "Петро", после 2003 года - стало платить ЗАО "Дж. Т.И. по Маркетингу и Продажам".
МИФНС-3 посчитала, что продукцию в гражданский оборот вводит табачная фабрика, и рассчитала сумму лицензионных платежей, исходя не из рыночной стоимости продукции, а из той цены, по которой ООО "Петро" передавало сигареты ЗАО "Дж. Т.И. по Маркетингу и Продажам". Соответственно, разницу между двумя суммами налоговики сочли необоснованно включенной налогоплательщиком ЗАО "Дж. Т.И. по Маркетингу и Продажам" в свои расходы при исчислении налога на прибыль.
Позицию МИФНС-3 по данному эпизоду поддержали суды всех трех инстанций.
Однако коллегия судей ВАС указала, что "обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата".
"Хозяйствующие субъекты самостоятельно по своему усмотрению выбирают способы достижения результата от предпринимательской деятельности", - говорится в определении о передаче дела в Президиум ВАС.
При этом коллегия специально отметила, что перенос бремени уплаты лицензионных платежей внутри группы лиц с ООО "Петро" на ЗАО "Дж. Т.И. по Маркетингу и Продажам", вызванный необходимостью повышения эффективности бизнеса, не противоречит требованиям налогового законодательства.
Коллегия судей ВАС не согласилась также с выводами нижестоящих судов по эпизоду с НДС в размере 325 миллионов рублей.
ЗАО "Дж. Т.И. по Маркетингу и Продажам" заявило к вычету указанную сумму, уплаченную компанией как налоговым агентом с лицензионных платежей, перечисленных правообладателю - иностранному лицу. МИФНС-3 в вычете отказала.
По мнению коллегии судей, у инспекции не имелось правовых оснований для отказа в применении вычета. Согласно Налоговому кодексу НДС "подлежит вычету налоговым агентом при условии, что товары были приобретены им для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, либо для перепродажи, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов иностранного юридического лица".
Коллегия рекомендовала Президиуму ВАС РФ пересмотреть судебные акты трех нижестоящих судов.
Japan Tobacco International (JTI, штаб-квартира находится в Токио), входящая в состав группы компаний Japan Tobacco, является крупнейшим в России и третьим в мире производителем табачной продукции. В России JTI принадлежат фабрики "Петро", "Крес Нева", "Лиггетт-Дукат" и завод "JTI-Елец". Общий объем инвестиций JTI c 1992 года в российскую экономику превысил 1 миллиард долларов.
Компании, в частности, принадлежат бренды Camel, Winston, LD, Mild Seven, Sobranie, Glamour. Среди локальных российских марок - "Русский стиль", "Петр I", "Тройка". По итогам 2009 года объем производства Japan Tobacco International в РФ вырос на 2,9% и составил 155,9 миллиарда сигарет против 151,5 миллиарда сигарет в 2008 году.
По матриалам prostofinansy.com
|