Совет ЕС утвердил второй блок санкций против Ливии, сообщает ИТАР-ТАСС. Заморожены активы ливийского фонда, управляющего доходами от нефтеэкспорта.
Германия и Франция намерены усилить давление на Муаммара Каддафи, заявил в связи с этим в Брюсселе министр иностранных дел ФРГ Гидо Вестервелле. "Мы едины в том, что санкции должны быть расширены", - подчеркнул он после встречи со своим французским коллегой Аленом Жюппе.
По его мнению, следует сделать все для того, чтобы ливийское руководство "не смогло получить доступ к новым деньгам для вербовки наемников".
Как сообщает лондонская The Financial Times, ряд компаний из стран ЕС, а также из КНР продолжают приобретатьливийскую нефть и тем самым оказывать финансовую поддержкурежиму Муаммара Каддафи, несмотря на жесткие международные санкции к Триполи.
Китайская компания Unipec, которая является торговым звеном нефтяной группы Sinopec, направила к одному из ливийских терминаловсупертанкер в попытке приобрести 2 млн баррелей нефти, стоимость которых при нынешней ценовой конъюнктуре составляет 230 млн долларов.
Факт покупки энергоносителей у Ливии уже после введения санкций подтвердила и австрийская нефтяная компания OMV. Более того, она заявила о намерении продолжать приобретать нефть в этой стране и дальше на том основании, что режим санкций применен только к конкретным лицам в ливийском руководстве, но никак не к экономическим структурам, находящимся под контролем полковника Каддафи, в том числе к таким, как Национальная нефтяная компания и Центральный банк.
В то же время многие европейские компании, которые формально могли бы последовать той же линии обхода санкций, все-таки вынуждены были приостановить контакты с Ливией из-за позиции банков, которые отказываются финансировать такие сделки.
Список новых ограничений на контакты с Джамахирией планируется вынести на утверждение однодневного саммита ЕС, который состоится в пятницу, 11 марта, в бельгийской столице. Согласно сообщениям источников ИТАР-ТАСС, "санкции затрагивают четыре области, включая финансовую и энергетическую".
В частности, предполагается ввести полный запрет на работу с крупнейшим государственным инвестиционным фондом Ливии - Libyan Investmеnt Authority. Глава данного фонда Мустафа Зарти, который считается одним из крупнейших ливийских финансистов, объявил 24 февраля о переходе на сторону оппозиции.
В четверг в интервью телеканалу деловых новостей Bloomberg он сообщил, что ликвидные активы Фонда достигают 65 млрд долларов, деньги, в основном наличными, размещены в банках и фондах различных стран мира.
Тем временем в самой Ливии местные банки повторно пустили в обращение старую валюту. Это свидетельствует о нехватке средств, возникшей после замораживания Западом счетов ливийских кредитно-финансовых институтов и организаций, отмечают в четверг британские СМИ. По словам руководителей офиса Центробанка Ливии в Бенгази, динары, вышедшие из обращения в марте прошлого года, но оставшиеся в финансовых организациях страны, теперь вновь являются законными платежными средствами.
"Люди снимают деньги со счетов, и нам приходится использовать запас старых банкнот, который у нас остался, - объяснил один из управляющих. - Сложно сказать, сколько мы еще продержимся, если ситуация не улучшится. Может быть, два или три месяца".
Затяжной кризис в Ливии способствовал тому, что офис Центробанка в Бенгази, где базируется Переходный национальный совет - оппозиционное правительство, - оказался отрезанным от штаб-квартиры и не может пополнять капитал.
Центральный офис, который находится в Триполи, по словам управляющих, также испытывает нехватку валюты, однако правительство Муаммара Каддафи пытается обналичить активы офшорных компаний. "Они также могут перевести в наличные золото. Насколько мы знаем, они испытывают серьезный кризисналичности, особенно иностранной валюты", - добавил управляющий.