Электронные торговые площадки - их преимущества и особенности
Для получения выгодных заказов многие компании участвуют в торгах. Особенно это актуально в случае, когда организация желает получить заказ от федеральных или муниципальных учреждений. Хотя наравне с государственным заказчиком могут организовывать торги на для обеспечения своих нужд и коммерческие организации. На данный момент основной объем тендеров проводится на Электронных Торговых Площадках.
Электронная торговая площадка (ЭТП) - это сервис, объединяющий в себе организационные, информационные и технические решения, которые позволяют обеспечить взаимодействие между заказчиком и поставщиками для заключения сделки, используя электронные каналы связи.
Ввиду удобства участия и организации торгов, проводимых в электронном виде, ЭТП получили быстрое развитие и с каждым годом выставляется все больше лотов и закупок.
Преимущества проведения торгов на ЭТП
Появление электронных торговых площадок было обусловлено тем, что затраты на организацию и проведение обычных торгов были достаточно велики, а количество участников ограничивалось из-за территориальной доступности и других факторов.
Преимуществом участия в торгах, проводимых на ЭТП, является:
Во-первых, экономичность проводимой закупки. Заказчик выбирает площадку, на которой будет организован торг, оплачивает определенную сумму, установленную тарифом, и размещает тендер и лоты. За организацию, проведение и техническую часть отвечает оператор ЭТП.
Во-вторых, в закупке могут принять участие все желающие подрядчики, соответствующие требованиям заказчика, из любого региона.
В-третьих, для участников преимуществом является то, что нет необходимости каждый раз отправлять заказчику пакет учредительных и других необходимых документов заказчику. Достаточно один раз загрузить документацию на площадку и использовать ее для торгов в последствии.
В-четвертых, большое количество существующих на данный момент площадок позволяет выбрать именно ту закупку, которая будет интересна для компании-подрядчика.
В-пятых, такой способ организации тендера минимизирует риск коррупции и сговора между участниками. Победитель будет определять исходя из объективных факторов соответствия условиям заказчика и предложенной цены исполнения контракта.
Виды электронных торговых площадок
Электронные площадки делятся на 2 большие группы: федеральные и коммерческие.
Федеральными называются ЭТП, которые имею право на проведение тендеров для федеральных и муниципальных нужд, т.е. где заказчиком выступает государство.
На данный момент аккредитацию на право проведения государственных закупок прошли 5 площадок:
- ЭТП РТС-Тендер;
- Сбербанк-АСТ;
- Торговая площадка ММВБ;
- Единая Электронная Площадка (ЕЭТП);
- Площадка ZakazRF.
-
Эти электронные площадки имею право проводить закупки в рамках 44-ФЗ, где заказчиком выступает государство. Став исполнителем государственного заказа, подрядчик может получить выгоду не только от оплаты выполненного контракта, но и повысить репутацию своей компании качественным предоставлением услуг и соблюдением сроков, указанных в договоре. Помимо обычных тендеров, на ЭТП также проводятся имущественные торги, которые вынесены в отдельную категорию.
Во вторую группу входят коммерческие электронные площадки. Данные ЭТП проводят торги по 223-ФЗ, а также прочие коммерческие закупки. Таких площадок гораздо больше, они могут разделяться по отраслям деятельности, регионам и другим факторам. Эти тендеры проводят организации для обеспечения собственных нужд и организуя их заключают контракт с компанией, предоставившей самое выгодное предложение.
Для участия в торгах на любой из торговых площадок как заказчику, так и участнику необходимо пройти аккредитацию на выбранной ЭТП. Рассмотрим этот вопрос более подробно.
Аккредитация на электронной торговой площадке
Аккредитацию на ЭТП должен пройти каждый участник закупки: в зависимости от ЭТП и регламента регистрация может быть платной или бесплатной.
Для всех желающих принять участие в госзаказе - аккредитация бесплатна. Но для прохождения регистрации необходимо предоставить ряд документов, список которых указан на сайте каждого оператора. Также необходимым условием является наличие электронной цифровой подписи, которая действует на выбранной торговой площадке.
Если речь идет о коммерческих ЭП, проводящих торги по 223-ФЗ или другие негосударственные закупки, то в данном случае с заказчика плата взимается всегда, а с участников - в зависимости от регламента самой ЭТП. Многие электронные торговые площадки имеют несколько разделов, в зависимости от отрасли. Одни из них могут быть со свободным доступом к объявленным закупкам, другие становятся доступны только после оплаты выбранного участником тарифа.
После получения подписи необходимо заполнить все указанные оператором документы, заверить их ЭЦП и отправить заявку на аккредитацию в правильном формате. После этого ваша заявка на аккредитацию на электронной торговой площадке будет рассматриваться, и вы получите ответ в течении 3-5 рабочих дней. Если будут найдены какие-либо ошибки, то всю процедуру подачи заявки на регистрацию надо будет начинать сначала. Если торг, в котором вы хотите принять участие, будет проводиться в ближайшее время, то для уверенности в том, что аккредитация на торговой электронной площадке пройдет с первого раза, лучше всего обратиться в компанию, предоставляющие услуги по сопровождению торгов. Например, компания РусТендер поможет пройти аккредитацию на любой ЭТП с первого раза. Также, все вопросы с получением электронной цифровой подписи сотрудники возьмут на себя, поэтому вам останется только выбрать интересуемый аукцион и направить заявку на участие.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что большая часть тендеров проводится именно на электронных торговых площадках. Законодательство в свою очередь обязывает государственные учреждения утверждать план закупок на будущий период и на его основе размещать план-графики закупок. Поэтому у подрядчиков есть возможность заранее ознакомиться с торгами, которые будут проводиться и выбрать те, в которых они хотят принять участие.
Также, существуют программы и сервисы для поиска торгов по заданным параметрам. Они работают по алгоритму подбора торгов по заданному фильтру на различных электронных торговых площадках, тем самым предоставляя результат сразу по нескольким ЭТП. Это намного удобнее, чем просмотр торгов на каждой площадке отдельно, так как для подрядчика предоставляет больше вариантов.
Если грамотно подойти к вопросу участия в закупках на электронных торговых площадках, то это самый удобный и легкий вариант организации торгов.
|