Реклама на страницах газет и журналов
В наши дни реклама все чаще гостит на страницах газет и журналов, ей посвящаются специальные радио- и телепередачи (кстати говоря, очень жаль, что такая удачная форма рекламы, как телевизионное ревю «Аукцион», ныне прекратила свое существование), ею всерьез занимается кино. Выходят различные издания (приложения к газетам, специальные бюллетени — их даже можно назвать рекламной периодикой), листовки, буклеты. Всесоюзное объединение «Морпасфлот» (Морской пассажирский флот) выпускает отличные рекламные открытки, которые высоко ценятся среди иностранных туристов. Рекламные открытки выпускает ряд кафе и ресторанов Эстонии, Литвы — это хорошее начинание. Регулярно проводятся межреспубликанские выставки-ярмарки «Реклама». Большую работу проводит журнал «Реклама», объединяющий вокруг себя опытных пропагандистов этого дела. Всесоюзное объединение «Союзторгреклама»
(самое крупное, пожалуй, учреждение из многих сот других, занимающихся данными проблемами) решает не только сугубо практические вопросы, но руководит и теоретическими изысканиями в области советского адвертайзинга.
Несколько лет назад Моссовет принял решение о комплексном (едином стилевом) рекламном оформлении Москвы. Впервые в мировой истории мастера рекламы получают такой заказ! Он возможен только в социалистических условиях. Это — настоящий экзамен на зрелость наших советских специалистов в области адвертайзинга. Уже начаты работы по оформлению (согласно этому проекту) улиц Герцена, Арбата, Кропоткинской. Создана генеральная схема светового художественно-рекламного оформления центральных площадей и улиц столицы.
Те задачи, которые сейчас стоят перед советской рекламой, можно назвать уникальными. Если в мире бизнеса реклама обязана во что бы то ни стало заставить покупателя (путешественника, клиента и т. д.) раскошелиться, то советская реклама ставит своей задачей нацелить человека на взаимовыгодную торговую операцию, на полезное дело. При этом государство несет полную ответственность за все то, что оно рекламирует.
Большой помощью для практиков служат книги, посвященные теории и истории рекламы, проблемам теле- и кинорекламы.
Такова, например, книга А. Маркушевича и К. Дор- меико «На экране — товар», выпущенная в 1970 году издательством «Экономика». Следует отметить и книгу «Печатная торговая реклама» С. Курениной и Р. Суха- новской, вышедшую несколькими годами раньше в этом же издательстве. Реклама в этой интересной книге рассматривается не только как экономический фактор, способствующий развитию торговли, но и как эстетическая категория; особенно интересен раздел, в котором анализируется психологическое воздействие рекламы.
В 1969 году издательство «Экономика» выпустило еще одну книгу-—«Торговая реклама: экономика, искусство» Ю. Дегтярева и Л. Корнилова. В ней очень убедительно доказывается необходимость серьезного отношения к рекламе как государственно-экономической и воспитательной проблеме.
«...Важнейшая задача социалистической рекламы,— пишут авторы,— состоит в том, чтобы всеми возможными средствами добиваться внедрения социалистических навыков в потреблении и в быту. Это значит рекламировать такие товары, услуги и формы общения, которые могут содействовать всестороннему развитию способностей и талантов человека, установлению здорового жизненного уклада, сокращению и облегчению домашнего труда женщин, развитию общественных форм питания и т. д.».
С большим интересом была встречена самым широким читателем книга О. А. Феофанова «США: реклама и общество» («Мысль», 1974). В ней разоблачаются применяемые в капиталистической рекламе приемы и методы манипулирования духовным миром человека и его поведением.
Заслужили положительную оценку прессы и специалистов также книги Д. В. Беклешова, В П. Самусева «Реклама, ее функции, цели и методы создания» (Киев, 1974), В. В. Усова «Торговая реклама» (М., 1976) и ряд
других.
Но, к сожалению, все же до сих пор, говоря о нашей рекламе, мы употребляем условное наклонение — «если бы»... Ибо для бурно развивающейся советской индустрии сервиса той рекламы, которая сейчас у нас имеется, явно недостаточно.
|