Референтные группы
Понятие «референтная группа» введено в 1942 году Дж. Хаймоном – социологом.
Референтная группа – это группа, которую индивид использует для сравнения/оценки своего положения или поведения в группе. Также имеет такое определение: независимая оценка бизнеса, которая помогает руководству любой компании взять правильный курс на развитие.
Референтная группа (эталон) может быть реальной (мама, папа) и воображаемой, появляющейся в результате самостоятельного конструирования (звезды шоу-бизнеса).
В социологии понятие референтная группа применяется в следующих случаях:
1. Как критерий оценки собственного статуса;
2. Как ориентир для действий (я поступаю или не поступаю также как …);
3. Как группа, право членства в которой индивид стремится получить;
4. Как группа, чьи ценности и нормы служат образцом.
Референтные группы могут быть позитивные – образец для подражания, и негативные – отрицательный пример.
Идея использования референтных групп заключается в том, что если знать эталон (образец) для поведения группы людей, то его можно использовать в качестве одного из способов влияния на поведение потребителей.
Применение метода референтных групп в маркетинге затруднительно так как:
1. Набор референтных групп у всех разный;
2. Набор реферетных групп изменяется со временем;
3. Существуют серьезные трудности связанные с выявлением референтных групп у человека.
В маркетинге применение концепции референтных групп нашло отражение в приглашении знаменитостей в рекламу.
|