Франчайзинг. Схема организации процесса и его особенности
В мире современного бизнеса все быстрее набирает популярность франчайзинг. Что означает это «нерусское» слово многие совершенно не знают, а только догадываются. Словарь экономических терминов определяет франчайзинг как один способов ведения бизнеса, в котором есть компания – собственник (франчайзер) и независимый бизнесмен (франчайзи). Первый передает право продавать услуги и товары своей компании, а второй обязуется реализовывать это право через свои структуры сбыта собственными силами. При этом обмене франчайзи должен соблюсти ряд требований, предъявляемый франчайзером:
- соблюдать основные характеристики товара или услуги;
- применять обусловленные технологии;
- реализовывать товары или услуги через разработанную схему, используя при этом определенный товарный знак;
- продажа товара ли услуги производится в четко установленном месте.
Такой обмен взаимовыгоден для обеих сторон: владелец получает прибыль от продажи франшизы или ежемесячных платежей франчайзи. Последний приобретает легко узнаваемый товарный знак с постоянной рекламной поддержкой, а также выработанную стратегию по развитию и ведению бизнеса. Говоря простым языком, если вы приобретаете франшизу, то вам совершенно не придется заново изобретать велосипед, вы его получите в подарочной упаковке с детальными инструкциями по его использованию.
Различают пять видов франчайзинга: товарный, производственный, сервисный, бизнес-формата и деловой.
Товарный франчайзинг говорит сам за себя: когда франчайзер производит определенный товар, а франчайзи его реализовывает, при этом осуществляя послепродажный сервис.
Производственный франчайзинг самый распространенный вид этого бизнеса. Нередко компания изготовитель владеет секретной технологией производства некоего продукта, которую передает франчайзи как конечному производителю. То есть, компания франчайзер получает прибыль от продажи запатентованной когда-то уникальной технологии.
Сервисный франчайзинг - это симбиоз между товарным и производственным. То есть, имея товар, обладающий определенными характеристиками, франчайзер уступает его с правом франшизы на условиях соблюдения его производства и дальнейшей реализации. Это значит, что приобретенный товарный знак ждет от франчайзи строгого соблюдения требований оформления интерьера помещений, технологии производства, процедуры реализации товара или услуг.
Деловой франчайзинг – это способ, который предусматривает только продажу лицензии на использование товарного знака франчайзера и выпускаемой под ним продукции. Сейчас это самый популярный вид.
Франчайзинг бизнес-формата – это своеобразный комплекс всех перечисленных видов. Это не только уступка прав на свой уникальный продукт, это распределение цикла деятельности компании-производителя между различными предприятиями. Происходит слияние между франчайзером и франчайзи в единое корпоративное сообщество, где каждый выполняет свою определенную функцию. Кто-то владеет только правами, кто-то является добывающим предприятием, кто-то производит детали или полуфабрикаты и так далее. Такой подход позволяет расширить бизнес во всех направлениях как внутри основной производственной отрасли, так и за ее пределами. Общая положительная или отрицательная репутация единой франшизы распространяется на все предприятия франчайзи. Сам франчайзер стоит во главе этой корпорации, а использование такого вида франчайзинга раскрывает перед ним великолепные возможности развития.
Для многих предприятий, особенно в момент кризиса, приобретение франшизы является спасательным кругом. Быть в одной цепочке с известной и успешной компанией для небольшого предприятия - это возможность достичь финансового благополучия, сохранив при этом свою экономическую независимость.
|