Сущность и классификация услуг
В настоящее время сфера услуг очень развита и развивается она с внедрением новых технологий. Велика роль услуг как одного из секторов экономики. Развитие производства, научно-технического прогресса оказывается невозможным без функционирования транспортных, информационных, финансовых и иных услуг. Сбыт товара в настоящее время напрямую связан с услугами по реализации, рекламе и других. В мировой практике наблюдается закономерность экономического роста и увеличение роли услуг в экономике различных стран. На этом фоне постоянно увеличивается доля различных ресурсов, используемых в сфере услуг.
Сфера услуг достаточно разнообразна. Очень большую часть ее занимает коммерческий сектор, который представляют всевозможные юридические, страховые, консалтинговые фирмы, авиакомпании и другие. Некоммерческий сектор представлен правительственными и некоммерческими организациями. Очень развиты в международной практике сервисные организации, различные по размерам и назначению. Главное отличие услуги от физического товара состоит в том, что предоставление услуги – это, прежде всего, процесс, неотъемлемой частью которого являются люди.
Услуги очень разнообразны и могут различаться по уровню квалификации исполнителя, предоставляющего их, могут иметь различный характер предоставления, могут требовать значительных капитальных вложений или высокого уровня профессионализма.
Различают следующие типы услуг: производственные, распределительные, профессиональные, потребительские и общественные. К производственным услугам относят оперативный лизинг, ремонт оборудования. Профессиональные услуги подразделяются на: банковские, финансовые, рекламные и другие. Потребительские услуги – это тип услуг, который связан с ведением домашнего хозяйства или иным времяпрепровождением. К общественным услугам относят телевидение, радио, образовательные услуги.
В последнее время стали развиваться новые виды услуг, которые отвечают потребностям современного общества. Это деловые и профессиональные услуги, к которым относят торговлю недвижимостью, маркетинговые услуги, рекламные услуги. Также к новым видам услуг можно отнести услуги по воспитанию и обучению детей, а также уход за животными. Первые из них включают широкий спектр услуг, предоставляемых нянями и гувернантками, а также частными садами. К услугам по уходу за животными можно отнести деятельность по кормлению, прогулкам и лечению домашних животных.
Некоторые компании стали оказывать не один вид услуг, а переквалифицировались на целый ряд услуг в целях поднятия своей конкурентоспособности.
Услуга как вид товара обладает определенными характеристиками, такими как неосязаемость, то есть услугу нельзя попробовать, увидеть, пока она не предоставлена, услуга неразрывна с производством, качество услуги непостоянно, услуги невозможно хранить (то есть они сиюминутны).
Сфера услуг в настоящее время развивается очень быстро и охватывает уже практически все сферы экономики.
|