Размер имеет значение. Какой бизнес лучше: большой или маленький?
Эксперты не устают спорить о том, какие компании более творчески подходят к преодолению разного рода трудностей - большие или маленькие.
В условиях наступления новой волны мирового финансового кризиса проблема творческого подхода к решению трудностей приобретает не просто особое, но даже решающее значение, так как от выбора стратегии во многом зависит, чью сторону – крупных или средних и малых предприятий – займет государство.
Решение, принятое государственными органами, в свою очередь, определит правила, по которым предприниматели будут играть друг с другом и с самим государством.
Результаты исследований данной проблемы несколько ошеломляют, так как сами специалисты не могут дать однозначного ответа на вопрос о том, компании какого размера сегодня более предпочтительны.
Многие специалисты сегодня склоняются к мнению о том, что сегодня наиболее предпочтительны именно крупные компании, что подтверждается массой фактов. Например, малый бизнес не склонен к новаторству и внедрению новинок в сферу своей деятельности именно поэтому многие владельцы принимают решение продам бизнес спустя несколько лет ведения своей деятельности.
Другим аргументом в пользу «гигантов» является и то, что они не просто создают и развивают ключевые товары (Windows, Android, Iphone и т.д.), но и задают курс развития всей бизнес-системы в целом. Кстати, именно вокруг крупных компаний группируется огромное число малых и средних организаций самой разной направленности, что в итоге приводит к создание «бизнес-экосистем».
С крупными компаниями довольно часто соглашается государство, которое старается в той или иной мере помогать развитию гигантов, тем самым снижая экономические риски. Проблемы крупного предприятия влекут за собой массу проблем социального, а значит и политического характера.
В противовес аргументам, указывающим на явные преимущества крупных компаний, можно привести некоторые доводы.
Так, например, гиганты излишне неповоротливы и бюрократизированы – им сложно оперативно реагировать на изменения окружающей среды. Во избежание монопольных сговоров крупные компании довольно жестко контролируются государством и обществом – издаются антимонопольные законы, проводятся регулярные проверки.
Однако, несмотря ни на что, крупные компании на сегодняшний день тратят на исследования и внедрение инноваций в несколько раз больше, чем их более скромные «собратья», а кризис 2008-2009 годов заставил крупные компании снизить уровень бюрократизации принять меры, необходимые для того, чтобы быстрее реагировать на изменения.
Последние исследования показывают, что сегодня наблюдается тенденция к демократизации руководства крупных компаний. Причем этот процесс происходит на фоне открытости менеджмента высшего уровня для новых идей. Идет активный поиск талантов, оплачиваемых по справедливости, что малым предприятиям зачастую просто не по карману.
Таким образом, из всего сказанного можно сделать вывод, что, несмотря на заявления государства о поддержке и развитии малого бизнеса, сегодня огромным преимуществом пользуются все же крупные организации, косвенным подтверждением этого выступает продажа бизнеса или поглощение крупными компаниями более мелких.
Предпринимателям стоит задуматься именно о развитии и расширении уже имеющихся проектов, а не о создании множества мелких, не зависящих друг от друга предприятий.
|