Железнодорожные конкуренции - условие развития бизнеса на железной дороге
Первые преобразования, начавшиеся в результате вступления в действие реформы грузовых железнодорожных перевозок, привели к образованию множества частных организаций, у которых имеется собственный подвижный состав. Таким образом, сформировалась конкурентная среда в грузовых железнодорожных перевозках, где раньше наблюдалась монополия.
На сегодня самый важный вопрос - реформирование грузового сегмента деятельности ОАО "РЖД". Планируется выделение из ее состава дочернего грузового предприятия, которое займется операторским бизнесом на тех же условиях, что и частные компании. Реформа позволяет пассажиру или грузовладельцу выбирать, у кого он приобретет железнодорожные билеты в Абакан.
Масштаб и значимость начавшихся преобразований велики, что ведет к образованию целого комплекса проблем и противоречий для участников рынка. Появляются дополнительные трудности и у органов государственного регулирования. Так что, Совет директоров РЖД, хоть и принимает в целом основные идеи новой концепции, все же не готов принять окончательное решение о создании Грузовой компании.
В то же время, скорость принятия этого решения и эффективность дальнейших шагов серьезно скажутся на перспективах рынка железнодорожных перевозок, поскольку сейчас определяется, как именно будет развиваться вся система железнодорожного транспорта. От этого, в конечном итоге, зависит конкурентоспособность национальной экономики.
Начало преобразованиям положили частные компании. Они стремились создать собственный парк подвижного состава, поскольку государство явно не могло справиться с необходимыми объемами грузоперевозок. Рыночные реформы привели к обострению проблемы. Если в советское время речь шла о дефиците вагонов, то в 1990-е годы возможностей для модернизации у МПС уже не было вообще. Тогда купить железнодорожные билеты в Иваново было настоящей головной болью.
Подъем экономики привел к тому, что спрос на перевозки стал расти, а железнодорожники уже не могли удовлетворить потребности грузовладельцев. Крупный промышленный бизнес стал собственными силами решать проблему дефицита подвижного состава.
Собственные парки формировались из самых дефицитных видов подвижного состава: цистерн, полувагонов, а управление ими передавалось дочерним транспортным компаниям. Это позволило компаниям защитить себя от перебоев в работе МПС, но остальных проблем не решило, что и стимулировало появление реформы.
|