Лидер и бережливое управление - как они взаимосвязаны
Лидер и бережливое управление - как они взаимосвязаны
Конечно, лидерство является более широкой темой, чем система бережливого управления. Эта особенность регулярно обсуждается всякий раз, когда затрагивается вопрос об организационных изменениях. Проект перехода к системе бережливого управления правильно и заслуженно считается разновидностью усовершенствований вообще, а в частности — изменениями в технических деталях производственных систем. Подобное отношение связано с тем, что хороший уровень выполнения инженерно-технических работ сам по себе не может обеспечить проведения эффективных изменений. Без надлежащего управления крупномасштабные изменения в системах невозможны и не выйдут на заявленный уровень ожиданий.
Все это касается и проектов перехода к системе бережливого управления, потому что, как уже говорилось, они требуют от людей глубоких изменений во взглядах и укоренения соответствующих привычек, другими словами, этим должен заниматься лидер. Без решительного лидера и эффективного лидерства результаты какого-либо конверсионного проекта наверняка не будут соответствовать ожиданиям. Существуют восемь показателей поведения лидеров, без которых невозможно ни эффективное руководство проектом перехода к системе бережливого управления, ни руководство производственными участками с действующей системой бережливого управления. В современной экономике производство сосредоточено на двух аспектах развития и фокусирования на процессе. Первый из них — самостоятельное изучение принципов бережливого управления — заключается в добровольном принятии на себя роли ученика, который с помощью приглашенного сэнсэя познает начальные принципы руководства. Это происходит главным образом через обходы гемба с сэнсэем. Перед тем как учить других, необходимо приобрести начальные знания о принципах бережливого производства и научиться видеть, где и как их применять.
Второй аспект заключается в том, что вы становитесь учителем, осуществляя обходы гемба с теми, кто вам подчиняется; часто это происходит одновременно с вашим собственным обучением у сэнсэя. Обход гемба наиболее эффективен, если вы обладаете достаточными полномочиями в вашей организации. В этом смысле бережливая деятельность не отличается от прочих. Чтобы любой проект, включая внедрение бережливого производства, был успешным и устойчивым, он должен пониматься и поддерживаться собственными усилиями компании. Это означает, что бережливая философия должна спускаться сверху вниз по организационной иерархии.
Иногда приверженец бережливой деятельности на операционном уровне может успешно применять ее принципы и тем самым привлечь внимание и поддержку высшего руководства. Лидерство со стороны руководителей среднего уровня — всегда рискованное предложение. Ведь лидер это большая ответственность. Если босс выражает согласие с направлением бережливой деятельности, по которому вы хотите следовать, но постоянно вынуждает вас действовать вразрез с принципами, то можно заранее сказать, что произойдет дальше. Бережливое управление не приживется в вашем окружении, а, скорее всего, пополнит список неудачных проектов. Когда руководство одобряет и принимает движение к бережливому производству, у вас больше шансов на успех.
Первой проверкой приверженности сверху будет готовность руководителя принять на себя роль ученика и учиться у сэнсэя. Представим генерального директора или руководителя производства, научившегося бережливому производству лучше, чем начальники цехов, и способного проводить обходы гемба на их территории. Когда он обращает внимание на возможности, учит принципам и дает задания, это стимулирует организацию к тому, чтобы изучать и применять принципы бережливости.
Поэтому в своем наиболее эффективном виде обходы гемба спускаются сверху вниз по иерархической лестнице, обучая принципам бережливого производства и создавая у персонала определенные ожидания.
Бережливое управление — это способ мышления. Парадокс заключается в том, что он возникает как следствие новых видов деятельности, подтверждая следующее высказывание: «Легче развить новый способ мышления с помощью нового вида деятельности, чем внедрить что-либо новое, опираясь на устаревший менталитет». Изучение, обучение, документирование и контроль, связанные с конкретными ожиданиями в отношении фокусирования на процессе, — это первые шага внедрения системы бережливого управления и развития бережливого способа мышления.
|