KPI и их роль в повышении эффективности систем мотивации персонала
Ключевые показатели эффективности деятельности (в зарубежной литературе часто встречается аббревиатура KPI) позволяют минимизировать роль субъективных факторов при разработке системы мотивации персонала на любом предприятии. В целом, чем чаще пересматриваются ключевые показатели, тем адекватнее поведение компании (как структурного элемента) на рынке товаров и услуг.
Для того чтобы система мотивации персонала работала в унисон с ключевыми показателями эффективности деятельности, необходимо разрабатывать свои KPI для каждого отдельного элемента компании. Так, можно говорить о KPI компании, KPI блока, KPI структурного подразделения и KPI отдельных сотрудников. Такая ступенчатость позволяет быстрее распределить приоритеты, формируя систему ключевых показателей «сверху-вниз». Работа над каждыми показателями, сколь она ни была затратной, положительно сказывается на развитии предприятия.
Взаимосвязь всех подразделений обеспечивается условием выполнения ключевых показателей в каждом из них. Так, материальная мотивация в виде бонусов и премий применяется лишь в тех случаях, когда весь персонал сработал слаженно и справился с поставленными задачами. Поэтому и взаимовыручка на таких предприятиях имеет место, а KPI частично берут на себя функцию корпоративной мотивации.
Доступность показателей эффективности обеспечивает отклик среди персонала. Такая система мотивации инициирует в каждом сотруднике ответственность за собственную работу и интерес к ситуации на предприятии в целом. Каждый из сотрудников может в любой момент узнать промежуточные итоги своей деятельности, чтобы в дальнейшем откорректировать процесс выполнения поставленных перед ним задач.
Ежегодное утверждение систем ключевых показателей эффективности и мотивации должно устанавливаться единовременно – раз в году. При этом на протяжении года их изменение нежелательно. Все предложения, связанные с изменением систем фиксируются, но рассматриваются только в конце года.
Для того чтобы разработать действительно эффективные системы мотивации и KPI, необходима слаженная работа наиболее квалифицированных специалистов всех подразделений предприятия. Кроме всего прочего, необходимо чтобы все участники разработок были заинтересованы в развитии компании с применением инновационных разработок. Все вкупе, несмотря на затраты, оборачивается существенным приростом прибыли.
|