Поколение вкладчиков и приватизации
Много шума наделала премьера фильма Виктора Гинзбурга «Поколение П» по одноименному роману Виктора Пелевина. Затронутые темы развития российского телевидения достаточно актуальны и сегодня, хотя в романе описываются события 90-х годов. В тот период происходило первоначальное накопление капитала многими известными олигархами, для которых при покупке квартиры в Москве цены не играли роли – хоть миллион, хоть два.
Действительно, о тех временах и шальных деньгах, сделанных на ваучерной приватизации, слагались легенды и анекдоты, в которых главными героями выступали новые русские в малиновых пиджаках. Они покупали самые дорогие вещи, которые могли достать, причем интерес был как раз в том, чтобы заплатить за покупку гораздо больше, чем она того стоила.
Но сам фильм интересен тем, что это первая экранизация художественного произведения культового писателя Виктора Пелевина. На примере молодого рекламщика Вавилена Татарского, автор показывает обратную сторону рекламного бизнеса в частности, и всего телевидения вообще. Заказные программы, черный нал, нечестная политика в отношении того или иного субъекта, всемирное тайное правительство, навязывающее свои правила игры и одурманивающее население с помощью «телезомбирования», и сегодня имеют под собой основания для громких расследований и сенсаций в СМИ.
Тема эта оказалась злободневной, особенно для поколения, воспитанного на советских идеалах. Создатели фильма старались воссоздать эту атмосферу для зрителей, чтобы настроить их на восприятие происходящего на экране сквозь призму еще тех художественных и эстетических ценностей, вдалбливаемых в головы людей. Ведь сегодня многие могут купить квартиру в Москве недорого, а тогда об этом могли мечтать единицы. Государство оплачивало труд обещаниями получения жилья, правда, ожидание затягивалось на несколько десятилетий.
Многие критики упрекают создателей фильма в большом количестве нецензурных выражений. Однако, сам автор романа придерживался несколько иного принципа, полагая, что раз мат ежедневно присутствует в жизни россиян, то и стыдливо скрывать такие пороки общества не следует. Нельзя искоренить плохие привычки, не предлагая что-либо взамен. Вообще, пагубность в общении, сродни знаменитому Пелевинскому «Вау-фактору» - это возможность матершинника продемонстрировать окружающим свое ораторское умение, пусть даже и такое пошлое. Быть может фильм заставит людей пересмотреть свое отношение к жизни?
|