Проблемы внедрения управленческого учета
Рано или поздно руководитель любого предприятия приходит к тому, что для успешного принятия оптимальных управленческих решений ему необходима система управленческого учета. Какой бы вариант ее внедрения на предприятии в итоге ни был выбран, в любом случае необходимо будет пройти через все этапы внедрения: разработку системы, подготовку к ее внедрению и адаптацию к системе. Причем последние два этапа повлекут за собой, немало проблем и сложностей, сильно препятствующих успешности их проведения.
Проблемы на этапе внедрения могут возникнуть в том случае, если не была проведена предварительная агитационная подготовка сотрудников к грядущим изменениям. Большинство руководителей малых и средних предприятий основной пласт информации о деятельности своего предприятия получают от глав отделов и уполномоченных сотрудников. Само собой, у тех и других к определенному моменту разрабатывается своя схема предоставления руководителю информации. Зачастую, зная о доверии начальника, они могут скрывать или фальсифицировать факты для исправления каких-либо ситуаций, а компенсировать это много позднее за счет других. То есть, сегодня продажи были из рук вон плохо, а через пару дней могут быть отлично и сверх нормы. Поэтому сегодня отчитаемся, что вполне неплохо. Такая ситуация не обязательно имеет место быть. Но в любом случае у каждого начальника отдела существует своя схема и сбора информации, и предоставления ее директору. Она отработана и неоднократно проверена. Вполне понятно, что новую придется придумывать с нуля и также с нуля «обкатывать». Поэтому радостно воспринять идею о том, что будет изменена система отчетности, такие уполномоченные сотрудники попросту не могут. Плюс ко всему, управленческий учет предполагает, что руководитель предприятия начнет получать информацию «из первых рук» и сам ее анализировать, а значит, о какой-либо подмене фактов речи не идет. Именно этих сотрудников лично руководителю необходимо подготовить к внедрению системы, объяснить ее полезность, влияние на скорость работы. Положительные аспекты от внедрения должны перевесить негатив.
Аналогичным образом обстоят дела и на этапе адаптации. Нежелание кардинальных перемен со стороны сотрудников может прогрессировать, если руководитель предприятия не будет принимать живейшего участия в процессе постановки системы управленческого учета, так как в данной ситуации его авторитет будет необходим как никогда. Плюс ко всему, именно руководитель — первый консультант по вопросам об использовании внедренной системы, ведь именно ему будут предназначаться «итоги» ее использования.
В целом, все проблемы, связанные непосредственно с внедрением управленческого учета, меркнут рядом с отсутствием четких целей при принятии решения о внедрении системы. Казалось бы, основная первопричина этого решения — необходимость специфической отчетности и ведения учета под нее же. Но это ответ на вопрос «почему», в то время как необходимо ориентироваться на вопрос «зачем». Руководитель должен четко осознавать, какие именно ему нужны данные, и в каком виде он хочет их получать. Только тогда можно смело переходить к подготовительному этапу внедрения системы. Если же четкого понимания нет, стоит повременить. Наличие продуманных целей позволяет легко определиться с алгоритмом построения системы управленческого учета. Их отсутствие, в свою очередь, может повлечь за собой целый ворох проблем на этапе внедрения системы или, что гораздо хуже, потребуется полная ее перестройка в дальнейшем, когда цели наконец-то будут определены.
|