Экспансия Coca-Cola
Если кто и разбирается в глобализации, так это Coca-Cola. В штаб-квартире компании в Атланте из лексикона сотрудников исключены такие слова, как "местный" и "заграничный". Ничего удивительного: в 1994г. компании принадлежали предприятия в 195 странах мира. Исполнительный директор Coca-Cola, кубинец по происхождению, Роберто Гойзуэта, говорит: "Мы становимся все более глобальными, ведь 95% наших потребителей живут за пределами США.Вот и вся арифметика". Рассмотрим, к примеру, ее действия в Румынии. В 1991г. Coca-Cola не имела в этой стране ни одного предприятия, а сегодня она является крупнейшим производителем прохладительных напитков. Ей удалось опередить своего главного конкурента Pepsi не только в Румынии, но и в большинстве стран Восточной Европы.
Вторжение Coca-Cola в Румынию началось в 1990г.,когда Ион Стаманичи, глава крупнейшей по тем временам румынской компании-производителя прохладительных напитков Ci-Co, предложил мировому лидеру создать совместное предприятие. В отличие от предыдущих предложений от государственных компаний Coca-Cola получала контроль над новым образованием. И всего за три года потребление напитков Coca-Cola в Румынии возросло до 47 порций( по 240г)в год на душу населения - рекордный для компании рост на зарубежных рынках.
Успех Coca-Cola стал наглядным примером для многих других компаний, пытающихся выйти на усложненный до предела рынок стран бывшего советского блока, только посмотрите на coca cola картинки. После падения Берлинской стены в октябре 1989г. Coca-Cola разорвала контракты с большинством государственных компаний и быстро инвестировала крупные суммы в создание собственных производств, систем распределения продукции и маркетинг. Всего в страны Восточной Европы компания инвестировала более $1,5 млрд(на долю Румынии пришлось $150 млн.), в то время как PepsiCo некоторое время продолжала "со скрипом" работать с подчиненными правительству производителями. По уровню инвестиций она никогда даже близко не приближалась к Coca-Cola. Для последней вложения капитала обернулись не только финансовой, но и социальной выгодой: продавая свои напитки в основном через мелких розничных торговцев и киоски, компания способствовала формированию класса микропредпринимателей. В одном из исследований приводятся такие цифры: на одно созданное непосредственно компанией Coca-Cola рабочее место приходится одиннадцать, появившихся косвенным образом.
По словам владельца одного продовольственного магазина в черноморском городе Константа," Pepsi ассоциировалась с коммунистическим режимом, и никогда нельзя было быть уверенным, в бутылке, которую ты покупаешь, будет действительно лимонад, а не выдохшийся сироп". Оператор государственной кондитерской добавил, что владельцам киосков, продававших продукцию Pepsi, всегда приходилось подстраиваться под производителей. Когда на рынок пришла Coca, они были поражены, узнав, что теперь компания сама может доставлять им напитки один-два раза в неделю.
За рубежом на предприятиях Coca-Cola работают местные жители, а значит компания является поистине глобальной.Возможно, основная борьба между производителями прохладительных напитков за Восточную Европу еще только начинается, но Coca-Cola сделала все для того, чтобы максимально усложнить жизнь своему основному конкуренту.
|