РЖД потребует от правительства роста тарифов на 23%
Компания "Российские железные дороги" на заседании президиума правительства в среду потребует у государства компенсации 147 млрд рублей выпадающих доходов в 2012 году, или повышения тарифов на 23%, в 2013 году объем компенсации выпдающих доходов может превысить 176 млрд рублей, пишет в среду газета "Коммерсант", ссылаясь на на источники в правительстве и монополии.
В среду пройдет заседание президиума правительства, в повестку которого внесен вопрос об утверждении финансового плана и инвестпрограммы РЖД на 2011-2013 годы. По словам источников, в 2011 году РЖД ожидает доходы в размере 1 триллион 238 млрд рублей (1 трлн 414,2 млрд рублей с учетом дочерних обществ) и прибыли в размере 2,7 млрд рублей (16,9 млрд рублей). Погрузка должна вырасти на 3,2%, грузооборот - на 6,1%. Инвестпрограмма составит 349,2 млрд рублей.
Основным предметом обсуждения в документах является проблема бюджета и инвестпрограммы на 2012-2013 годы. РЖД подчеркивает, что в 2009-2010 годах уровень его тарифов сдерживался для поддержки экономики в кризис. Монополия при этом получала компенсацию выпадающих доходов. Но в 2012-2013 годах компенсации не предусмотрены, а тарифы должны вырасти по предварительно утвержденному правительством плану всего на 7,4% и 6,4% соответственно (в 2011 году - на 8%).
Монополия считает необходимым увеличить тарифы в 2012 году на 23%, а в 2013-м - на 7,5%. В таком случае прибыль РЖД с учетом дочерних обществ составит 108,2 млрд рублей и 133,6 млрд рублей соответственно. В случае сохранения нынешних темпов роста РЖД оценивает недополученные доходы в 146,8 млрд рублей в 2012 году и 176,4 млрд рублей в 2013 году.
Юлия Цеплянова из BNP Paribas утверждает, что вероятность роста тарифов в 2012 году на 23% "близка к нулю". "Значимость железных дорог слишком велика для экономики, поэтому, скорее всего, будет найден компромисс", - поясняет эксперт, полагая, что текущее предложение РЖД - лишь переговорная позиция. Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" считает, что грузоотправители могли бы "пережить" резкий рост тарифов, но тогда монополии надо готовиться к потере части грузов в пользу автотранспорта.Правительство РФ в декабре прошлого года утвердило инвестиционные программы РЖД на три года: на 2010 год - 270,5 млрд рублей, на 2011 год - 285 млрд рублей, на 2012 год - 299,9 млрд рублей. Однако уже в апреле компания заговорила о планах увеличить объем инвестпрограммы на 2010 год. Первоначально инвестпрограмму предполагалось скорректировать на сумму от 5 до 24 млрд рублей. В итоге совет директоров РЖД на заседании 15 октября принял решение о ее увеличении до 315 млрд рублей.
В случае принятия положительного решения об оказании дополнительной господдержки на реализацию проектов развития РЖД, рассказывал глава компании, удастся снизить протяженность пути просроченного тяжелыми видами ремонта на основных направлениях сети железных дорог, износ систем электрической централизации и контактной сети; сохранить объемы приобретения моторвагонного подвижного состава на уровне 2009 года и увеличить темпы обновления тягового подвижного состава; продолжить реализацию начатых проектов по развитию инфраструктуры, а также построить дополнительно около 700 километров вторых путей и открыть 83 разъезда в целях ликвидации "узких мест" на Транссибирской магистрали, Северо-Западном полигоне сети и на БАМе.
Якунин отмечал, что данный бюджет не позволит решить всех задач по развитию железнодорожной инфраструктуры и обновлению основных фондов железных дорог, но компания на период до 2015 года сможет обеспечить приемлемый уровень безопасности перевозочного процесса.
Позднее замминистра транспорта РФ Андрей Недосеков говорил, что дефицит инвестпрограммы РЖД на 2012 год составляет около 100 млрд рублей. Одним из вариантов покрытия дефицита инвестпрограмм РЖД на будущие годы он назвал продажу активов, в том числе контроля в ОАО "ТрансКонтейнере", где "Российским железным дорогам" принадлежит сейчас 50% плюс одна акция. Якунин, комментируя это предложение, сказал, что компания не найдет "такого объема активов, чтобы компенсировать этот дефицит". По его словам, это не компенсирует потребности экономики РФ в развитии железнодорожной инфраструктуры и железнодорожной отрасли.
В феврале текущего года Якунин сообщил, что дефицит инвестпрограммы РЖД до 2015 года составляет около 400 млрд рублей. Единственным возможным источником финансирования для увеличения объемов инвестбюджета РЖД, по его словам, являются целевые взносы государства в уставный капитал компании.