Зампред комитета Думы по финрынку: игра с ценами и торговля инсайдом подрывают доверие инвесторов
Манипулирование ценами и торговля инсайдерской информацией сегодня причиняют существенный ущерб российскому финансовому рынку, однако борьба с этими явлениями неэффективна. Об этом журналистам заявила заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку, руководитель рабочей группы по подготовке ко второму чтению законопроекта о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком Лиана Пепеляева. Такая ситуация, по ее словам, подрывает доверие инвесторов к финансовому и товарному рынкам России, и именно поэтому в начале 2010 года президентом России было дано поручение в сжатые сроки завершить работу над законопроектом.
Сегодня должно пройти заключительное заседание рабочей группы, на котором должна быть определена окончательная редакция законопроекта об инсайде. Как отметила депутат, в ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме стало очевидно, что первоначальный вариант текста требует существенной корректировки. Для доработки законопроекта ко второму чтению комитетом по финансовому рынку была создана рабочая группа, которой, по мнению Пепеляевой, в значительной мере удалось устранить выявленные недостатки документа.
Например, было предложено по-иному определять сведения, составляющие инсайдерскую информацию, — соответствующий исчерпывающий перечень должна утвердить ФСФР.
Также рабочей группой было предложено исключить из законопроекта понятие «вторичные инсайдеры», под которыми подразумевались лица, получившие каким-либо образом закрытую информацию от основных инсайдеров.
Были конкретизированы формулировки всех составов манипулирования рынком. Исключены спорные нормы о субсидиарной ответственности работодателей за действия своих должностных лиц и сотрудников.
Закреплено общее положение о том, что лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию, распространившее ложные сведения, не несет ответственность, если оно не знало, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения — ложными.
Пепеляева подчеркнула, что рабочей группой много внимания было уделено вопросу ответственности средств массовой информации, к участию в рабочей группе специально были привлечены представители разных СМИ. В результате удалось согласовать положения о том, что ни передача информации в СМИ для распространения, ни собственно публикация в СМИ не может считаться неправомерным использованием инсайдерской информации. При определении манипулирования в виде распространения ложной информации было указано, что должен быть умысел на совершение этого нарушения, который должен будет доказываться госорганом.
Отдельно указано, что СМИ и их сотрудники не могут быть привлечены к ответственности за распространение ложных сведений, если в публикации дословно приводятся высказывания, сообщения или заявления конкретных лиц или материал воспроизведен из публикации другого СМИ. Однако редакции СМИ могут быть привлечены к ответственности за манипулирование рынком, только если ими была получена выгода или если ФСФР не были представлены сведения об источнике распространенной ложной информации.
Непосредственно в текст законопроекта вводится состав уголовного преступления в виде умышленного неправомерного использования инсайдерской информации. Согласно заключительным положениям, эта статья вступает в силу через три года после опубликования закона. Одновременно в Кодекс об административных правонарушениях введен состав административного правонарушения в виде неправомерного использования инсайдерской информации, а также отдельный состав «Нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком».
Закон в целом вступает в силу по истечении шести месяцев со дня опубликования. Это позволит всем участникам рынка подготовиться к его применению, выработать определенные алгоритмы действий, считает депутат.
Как ожидается, в ближайшее время законопроект будет рассмотрен на заседании комитета по финансовому рынку и вынесен на пленарное заседание Госдумы для принятия во втором чтении.