СМИ: арабский принц помогал Абрамовичу и Березовскому делить бизнес
Отпрыски королевских семей зарабатывают по-разному. Так, разделить бизнес Роману Абрамовичу и Борису Березовскому помогал принц Абу-Даби, шейх Султан бен Халифа Аль Нахаян. Его комиссионные могли составить 260 млн долларов, пишут "Ведомости".
О деталях сделок между российскими миллиардерами говорится в недавнем решении Высокого суда Лондона по иску Березовского к Абрамовичу. Шейх Султан участвовал сразу в двух сделках Березовского и Абрамовича на общую сумму 1,475 млрд долларов, следует из решения судьи Энтони Колмана от 31 марта.
Во-первых, в 2001 году компания, подконтрольная шейху Султану, была посредником в сделке c акциями телеканала ОРТ. Березовский и ныне покойный Бадри Патаркацишвили продали их структурам Абрамовича за 175 млн долларов.
Вторая сделка - платеж на 1,3 млрд долларов, соглашение по которому было также подписано в 2001 году (деньги шли в рассрочку). Березовский утверждает, что это была плата Абрамовича за 43,5%-ную долю в "Сибнефти". Абрамович настаивает, что долей в "Сибнефти" у Березовского и Патаркацишвили не было, а 1,3 млрд долларов они получили как компенсацию за помощь в приватизации "Сибнефти" и проч.
По данным Березовского, "бенефициарные доли" в "Сибнефти" у него купила компания Devonia Investments Ltd. Шейх Султан стал "гарантом исполнения обязательств" Devonia: он перечислил деньги Березовскому и Патаркацишвили из собственных фондов, а потом перепродал актив Абрамовичу.
Шейху Султану 45 лет. Он является членом королевской семьи, которая правит Абу-Даби почти 250 лет. Его дед шейх Заед был основателем Объединенных Арабских Эмиратов и первым президентом федерации. Отец шейха Султана - шейх Халифа, старший из 19 сыновей основателя ОАЭ - ждал короны почти 37 лет. В 2004 году он стал королем Абу-Даби и новым президентом страны. Его состояние Forbes оценил в прошлом году в 18 млрд долларов.
Как утверждает Березовский, посредничество шейха понадобилось для того, чтобы скрыть конечного покупателя акций "Сибнефти" - Абрамовича. У представителей Абрамовича другая версия: о соглашении с шейхом и Devonia бывший губернатор Чукотки узнал только в 2007 году, когда начался процесс в Лондоне. А роль шейха Султана, похоже, сводилась к тому, чтобы обойти ограничения в банковском законодательстве Англии - в части противодействия отмыванию нелегальных доходов; ведь платеж должен был пройти как "реальная сделка", указывается в материалах суда со ссылкой на представителей Абрамовича.
Кроме того, по данным юристов Абрамовича, шейх Султан получил серьезную комиссию за свое участие в сделке с Березовским на 1,3 млрд долларов - 20%. Получается, доход арабского принца мог составить 260 млн долларов.
Эксперты не удивлены тем, что в сделках олигархов фигурировал сторонний участник. Практика подобных посредников широко распространена, отмечает партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов: граждан ОАЭ и других стран нередко привлекают, чтобы соблюсти интересы "нераскрываемых бенефициаров". А регалии посредника зависят от размера сделки, добавляет он: чем она больше, тем представительнее должен быть состав участников.