Экономисты: рост экономики РФ может оказаться стагнацией
Рост экономики России в I квартале 2010 года, о котором объявили власти страны, запросто может оказаться стагнацией, ведь успехи первых трех месяцев года во многом объясняются статистической неразберихой, а один из основных показателей — инвестиции — так и не захотел сменить отрицательную динамику на плюсовую, говорят экономисты.
Минэкономразвития объявило в среду о приросте ВВП в I квартале 2010 года на 4,5% в годовом исчислении и заявило о мартовском оживлении экономической активности после «февральской паузы». В целом, по данным ведомства, сезонновыровненный рост ВВП составил в I квартале 2010 года 0,6% к предыдущему кварталу.
И хотя подсчитанные министерством поквартальные темпы восстановления замедлились с 2% в III квартале 2009 года и 1,7% в IV квартале прошлого года, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина заявила на прошлой неделе о надежде на рост во II квартале, оценив годовой рост ВВП выше официального прогноза — на уровне примерно 4%.
Минэкономразвития заявило о мартовском оживлении экономической активности после провального февраля, отметив положительные тенденции в строительстве и обрабатывающих производствах. Незадолго до этого Росстат объявил положительные итоги промпроизводства — рост на 5,7% в марте и на 5,8% в I квартале в годовом выражении..
Однако экономистов эти данные впечатлили гораздо меньше, чем чиновников. Их работу по-прежнему затрудняет переход Росстата на новые весы для расчета индекса промпроизводства, который, по мнению аналитиков, исказил практически все базовые макроэкономические индикаторы, заставив пересчитывать официальные данные. И даже те из аналитиков, кто после пересчета получает прирост, признают, что в I квартале 2010 года восстановление существенно замедлилось, если вообще не остановилось.
«Мы скорее не растем, чем растем. К сожалению, сейчас судить о том, что происходит в экономике, очень сложно из- за статистических новшеств», — считает партнер ФБК Игорь Николаев. «Цифры Росстата говорят только о том, что по новой методике вот так-то получается, но поскольку мы не знаем тонкостей их методологии, оценить эти цифры — нетривиальная задача. Признаки оживления есть, но они носят конъюнктурный характер и пока у нас скорее стагнация», — считает он.
Александр Морозов из HSBC оценивает ситуацию оптимистичнее. «Получается, что в I квартале 2010 года экономический рост серьезно замедлился по сравнению со вторым полугодием 2009 года, но он продолжается», — сказал он, отметив, что темпы восстановления экономики во многом будут зависеть от возобновления внутреннего спроса.
«Я считаю, что мы растем, хотя, скорее всего, у нас произошло замедление к IV кварталу 2009 года», — считает Антон Струченевский из «Тройки Диалог». «В целом картинка неплохая, но качественно ее оценить очень сложно из-за новых «весов» Росстата и пересмотра данных за предыдущие годы. Мы уже 4 месяца находимся в статистическом вакууме, — пожаловался он. — Мы не знаем, что там происходит. Догадываемся только, что вроде там неплохо».
Владимир Сальников из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), проанализировавший данные о промышленности, грузоперевозках и энергопотреблении в I квартале, гораздо сдержаннее в оценках. «К концу I квартала все признаки стагнации проявились в промышленности и в экономике в целом тоже», — сказал он.