Главные события уходящей недели в экономике - снижение ЦБ ставки рефинансирования
МОСКВА, 19 фев - РИА Новости. Главное событие уходящей недели в российской экономике - первое в этом году снижение ЦБ ставки рефинансирования. Еще две значимых новости преподнес ТЭК - оператор Штокмановского месторождения объявил о возможном отказе от производства СПГ, а власти России и Греции подтвердили, что балканские нефтегазовые проекты будут развиваться по плану, несмотря на кризис.
Альфа-банк последним из участников синдиката по реструктуризации долгов "Группы ГАЗ" подписал необходимые документы - теперь компания сможет претендовать на получение госгарантий по будущим кредитам. И, наконец, приятный сюрприз для авиапассажиров - скоро они смогут воспользоваться сотовой связью и интернетом на борту самолета.
ЦБ ОТКРЫЛ СЕЗОН СНИЖЕНИЯ СТАВОК
В пятницу впервые в 2010 году ЦБ снизил ставку рефинансирования - на 0,25 процентного пункта до рекордно низкого уровня 8,5%. На те же 0,25 процентного пункта были понижены другие ключевые ставки денежного рынка.
Регулятор продолжает снижать ставку на фоне продолжающегося замедления инфляции - в середине февраля она была в годовом исчислении почти вдвое меньше, чем год назад. В обозримой перспективе значительных рисков роста цен нет, уверен ЦБ, чей прогноз по итогам 2010 года - не более 7%. Кроме того, регулятор отмечает положительные тенденции в динамике ряда показателей экономической активности.
Путем снижения ставок ЦБ по-прежнему пытается стимулировать кредитную активность в экономике и, как следствие, восстановление последней. По итогам прошлого года портфель банковских кредитов нефинансовому сектору вырос на символические 0,3% против 34% в 2008 году.
Кроме того, в условиях высокого уровня ликвидности банковского сектора снижение ставок призвано ограничить приток краткосрочного иностранного капитала. Ранее первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев говорил, что разница между процентными ставками рубля и основных мировых валют может сократиться до 2-3 процентных пунктов, что сделает спекулятивные операции carry trade на российском валютном рынке невыгодными.
Регулятор в пятницу впервые анонсировал примерное время следующего возможного изменения ставки - соответствующее заседание совета директоров запланировано на март.
ВЕСЬ ГАЗ ШТОКМАНА МОЖЕТ ПОЙТИ В ТРУБУ
В четверг стало известно, что участники проекта разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море могут отказаться от строительства завода по сжижению газа, направив все топливо по трубопроводам.
Окончательное решение о целесообразности производства на Штокмане сжиженного природного газа (СПГ) примут в декабре 2011 года, оно будет зависеть от состояния рынка СПГ и результатов оптимизации береговых объектов. Кроме того, необходим пересмотр проекта завода по производству СПГ. Если решение будет положительным, поставки СПГ могут начаться в 2017 году, тогда как изначально намечался 2014 год.
С трубопроводным газом проблем нет - месторождение должно стать ресурсной базой газопровода Nord Stream, реализация которого пока движется по графику. Но и здесь сроки пришлось сдвинуть: первый газ из Штокмана может пойти по трубам в конце 2015 года, а не в 2013-м, как планировалось изначально, подтвердил оператор проекта.
Штокман - одно из крупнейших в мире по запасам разведанного природного газа месторождений - изначально предполагался как ресурсная база для поставок СПГ на рынок США и трубопроводного газа в Европу. Однако спрос на природный газ из-за кризиса упал. Эксперты в этой связи отмечали, что в среднесрочной перспективе ситуация может измениться, но выходить на рынок с СПГ со Штокмана следует не ранее 2017-2018 годов.
Освоение месторождения достаточно затратно. "Газпрому" на реализацию только трубопроводной части проекта в 2011-2015 годах придется потратить 1,2-1,5 миллиарда долларов. При этом выгода от проекта в части сжиженного газа в ближайшее время сомнительна - оператор утверждает, что проект завода по его производству может быть рентабельным при уровне цен на сжиженный газ 2007-2008 годов. Сейчас СПГ стоит вдвое дешевле, чем во время принятия предварительного решения о реализации проекта.
АЛЬФА-БАНК: ПОСЛЕДНЕЕ "ДОБРО" ДЛЯ "ГАЗА"
В среду стало известно, что руководство Альфа-банка спустя четыре месяца после согласования всеми банками условий реструктуризации долгов "Группы ГАЗ" последним из участников синдиката по реструктуризации подписало необходимые документы.
В 2009 году государство одобрило выделение "Группе ГАЗ" госгарантий на сумму около 20 миллиардов рублей. В рамках этого механизма государство гарантирует исполнение 50% кредитных обязательств "Группы ГАЗ" перед банками, а оставшаяся часть кредитов обеспечивается залогом компании, включая 15% казначейских акций ОАО "ГАЗ". Все финансовые обязательства "Группа ГАЗ" должна будет выполнять самостоятельно, без прямой поддержки государства.
В сентябре стало известно, что группа подписала окончательные соглашения о реструктуризации долга с 21 банком-кредитором. По условиям достигнутого соглашения, кредиты пролонгируются на пять лет с отсрочкой выплаты основной суммы долга на два года и процентов - на шесть месяцев.
Затем в начале декабря одним последним реструктуризацию согласовал и Альфа-банк, которому "Группа ГАЗ" по состоянию на конец сентября была должна около 3,3 миллиарда рублей. И наконец, в середине февраля, Альфа-банк стал последним, чьи представители окончательно оформили реструктуризацию.
Теперь "Группа ГАЗ" может претендовать на получение госгарантий по будущим кредитам. Это позволит ей снизить финансовую нагрузку по обеспечению кредитного портфеля, продолжить модернизацию производства и обновление продуктового ряда. Представители экспертного сообщества выражают надежду, что Альфа-банк не будет требовать штрафов или пени за просрочку, которая теоретически могла накопиться за четыре прошедших месяца.
ГРЕЦИЯ: КРИЗИС ТРУБАМ НЕ ПОМЕХА
В ходе состоявшегося на этой неделе визита в Россию премьер-министра Греции Йоргоса Папандреу и его встреч с российским руководством обсуждались экономические проблемы, с которыми столкнулись Афины. Бюджетный дефицит Греции в 2009 году составил 12,7% ВВП при норме для Евросоюза около 3%, внешний долг - 300 миллиардов евро. Представители ЕС дали стране месяц на выработку новых мер по сокращению бюджетного дефицита, но финансовой помощи пока не предлагают.
Руководители России и Греции солидарны в том, что обрушившийся на Афины экономический кризис преодолим и уж точно не станет помехой совместным энергопроектам.
Греческие власти готовы к подписанию соглашения о создании совместного предприятия для реализации проекта газопровода "Южный поток", по которому газ пойдет из РФ по дну Черного моря в Болгарию, а затем в другие страны. Кризис не помешает его финансированию - акционеры в лице российской, французской и итальянской стороны будут привлекать деньги с рынка, уверен премьер-министр РФ Владимир Путин. По его словам, в "Южном потоке" заинтересованы как минимум 10 европейских стран.
Кроме того, стороны не видят препятствий для активизации строительства нефтепровода Бургас-Александруполис - по нему нефть наземным путем пойдет из черноморского бассейна к Эгейскому морю.
ЗВОНКИ ПО МОБИЛЬНОМУ: ТЕПЕРЬ И В САМОЛЕТЕ
Одна из позитивных новостей недели - скорое появление мобильной и интернет-связи на борту самолетов. Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) в пятницу приняла решение о выделении для них отдельных диапазонов.
При этом сотовая связь в воздухе будет функционировать, не создавая помех наземным радиослужбам. Базовые станции, установленные на бортах самолетов, будут работать только на высоте от трех тысяч метров, а ниже они автоматически отключатся. Установка такой станции займет около трех месяцев, на некоторых самолетах они уже есть.
Сотовая связь на борту самолета обойдется недешево, ведь оператору придется задействовать как наземное оборудование, так и спутниковый ресурс. Впрочем, в Минкомсвязи уверены, что по мере увеличения количества пользователей цена будет снижаться.
Внедрение таких систем станет возможным лишь после получения операторами соответствующих лицензий. Кроме того, необходимо будет получение отдельного решения на линию спутника "воздушное судно-земля". Авиакомпании только рады возможности предложить пассажирам дополнительный сервис. Сообщается, что "Аэрофлот" уже в 2010 году готов провести эксперимент совместно с одним из сотовых операторов на двух своих бортах.
На европейских линиях использование мобильников разрешили еще в 2008 году, первой такой сервис предложила авиакомпания Emirates.
|